Священный цветок буддизма

Священное растение в Индии Растения в индийской мифологии

Всем известно, насколько сильно индусы почитают природу. Причем священными в этой стране считаются не только животные, но и растения. О том, какие именно, и поговорим в этой статье. Также разберемся с тем, какие вообще существуют почитаемые растения в разных странах мира.

Священное дерево Ашваттха

Это малоизвестное у нас, но священное растение в Индии. Здесь оно является символом Мирового Древа. Жители этой страны считают, что ветки данного растения могут отгонять от человека злых духов, а его листья исполняют желания. В древности древесину ашваттхи использовали для изготовления ритуальных чаш. Ученым-исследователям известны два архаических мотива, связанных с этим растением. Первый представляет собой человека на ашваттхи, пытающегося достать плод. Это считалось символом религиозного познания. Также в древности индусы часто изображали рядом с упомянутым растением коня. Считается, что именно под этим ашваттхи снизошло откровение на Будду.

Туласи

В ряде традиций Индии почитается еще одно интересное растение — туласи (базилик). Ему поклоняются как жене Вишну. Согласно легенде, она когда-то была супругой одного из демонов. В базилик ее превратил сам Вишну. Впоследствии он же на ней и женился. Представляет собой туласи растение с яйцевидными зелеными листьями. Помимо всего прочего, его используют и как лекарственную траву.

Из этого священного растения часто изготавливали четки, так как оно, согласно легенде, отгоняет от человека все несчастья и злые силы. Туласи — растение, о котором рассказывается в одном из индийских эпосов. Однажды почитаемый в народе мудрец случайно порвал свои четки, изготовленные из базилика, и попросил слугу починить их. Тому было некогда, и он пообещал заняться этим на следующий день. Однако мудрец приказал ему отремонтировать их немедленно. «Если бы ты знал, как опасно находиться в этом мире без них, ты бы задрожал от страха», — сказал он.

Удумбара и ньягроха

Удумбара — священное растение в Индии, почитаемое как символ изобилия. Когда-то давно из него изготавливали троны для царей, разного рода амулеты и чаши. Плодоносит удумбара три раза в год, отсюда и ее сакральное значение.

Ньягроха — одна из разновидностей смоковницы. Интересной ее особенностью является то, что она выпускает воздушные корни, которые, достигнув земли, прорастают с образованием новых стволов. В результате получается так, что одна крона растет сразу на целой роще стволов. Согласно легенде, сам Вишну когда-то выбрал это священное растение. В Индии считается, что этот бог плавает посреди первозданного океана именно на листке упомянутого древа.

Священный лотос

Это самое почитаемое в буддистских странах растение, символ религии. Индусы считают, что душа человека, развиваясь, расцветает подобно этому цветку. Тьма ила там, где зарождается это растение, считается символом материального мира. Пробиваясь сквозь толщу воды, лотос являет миру настоящее духовное преображение. Если говорить на тему «Священные растения Египта», то здесь мы так же встречаем этот цветок. Жители этой страны придают ему то же сакральное значение, что и индусы. Как священный лотос, человек, отбросив все наносное, пробившись сквозь дебри жизненных перипетий, должен встать на путь расцвета и самосовершенствования. Именно этот цветок является и национальным символом самой Индии.

Это еще одно священное растение в Индии. Существует предание, согласно которому, человек, принесший царю розу, имел право на исполнение любого желания. Принцессы Индии часто гуляли по благоухающим садам, прорезанным канавками, в которых текла розовая вода.

Почитаемые растения у инков

Разумеется, не только индусы имеют традицию почитания разного рода растений. Поклонялись представителям флоры и другие народы мира. Священное растение инков, к примеру, кока. Когда-то представители этого американского народа использовали ее в своих религиозных ритуалах и приписывали ей самые разные магические свойства. Древние народы, населявшие Анды, использовали его не только в ритуальных целях, но и в качестве денежного эквивалента, для лечения болезней и даже для жевания. Представляет собой это растение куст с прямыми тонкими ветками и в настоящее время используется как сырье для приготовления кокаина. В середине прошлого века комитетом ВОЗ было принято решении о признании жевания коки токсикоманией. После этого растение начали повсеместно искоренять. Широко известный всем напиток «Кока-Кола» содержит некоторые непсихоактивные алкалоиды из листьев упомянутой культуры.

Священные растения славян

У наших предков также существовала традиция почитания деревьев. Так, дуб считался Перуновым деревом силы и никогда не вырубался даже под ниву. Именно он у славянских народов символизировал Древо Жизни. Помимо этого дуб считался отображением Верхнего Мира и деревом долголетия. В священных рощах он был зачастую главенствующим. Под дубами устраивали праздники и трапезы. Из этого дерева вырезался посох для вождя племени, передаваемый по наследству.

Ветками лещины славяне отгоняли нечистую силу, а верба считалась обереговым деревом. Священные растения славян — также хмель и ромашка. Первый, разумеется, был покровителем празднеств, а вторая — символом любви и верности (любит — не любит). Также весьма почитаемой у наших предков была и плакун-трава. Ее использовали в качестве оберега и для поиска кладов. Считалось, что она «укрепляет» удачу. Березу славяне считали символом Начала Жизни.

Витекс священный

Это растение, в наше время часто используемое в качестве лекарственного, в народе называют Авраамовым деревом. У иудеев растение витекс священный почитается как дарующее молодость. Согласно легенде, когда-то именно под ним отдыхал праотец всех евреев Авраам. Для достижения эффекта омоложения нужно просто посидеть под ним, вдыхая аромат его цветов. В разные времена из веток и стволов этого кустарника делали посохи священники.

Все его части являются целебными и используются в народной медицине и косметологии. Свежий сок этого растения используют для излечения таких недугов, как импотенция и депрессия. Отвары пьют для избавления от разного рода кожных проблем и в качестве контрацептивного средства. Помимо этого, ими лечат заболевания селезенки, печени, мастопатию, миому и бесплодие. Можно использовать это растение и для снятия усталости ног. Для этого его листья кладут в обувь. Не рекомендуется давать настои и отвары из каких-либо частей этого растения детям до 12 лет.

Востребован витекс священный не только в медицине, но и в кулинарии. К примеру, в арабских странах этот куст называют «перец яростный» и используют в качестве приправы к мясным и рыбным блюдам.

Почитаемые растения имеются практически у каждой народности мира. Возможно, в наше время им и не придают того сакрального смысла, как в древности, но они по-прежнему не забыты и любимы. В Индии и других восточных странах и сегодня слагаются песни и стихи о лотосе, а одним из символов нашей страны является белая березка.

Растительный мир в индуизме

Буддизм тесно связан с растительным миром. Любовь человека к природе здесь стоит на особом месте. По преданию, Будда родился под деревом ашока, под деревом пиппал обрел просветление, свое новое учение проповедовал в манговых рощах и в тени баньянов – гигантских фикусов, а умер среди зарослей деревьев сал. Связанные с жизнью Будды, эти деревья считаются священными.

Один из самых важных буддийских символов – дерево Бодхи, под которым Будда достиг прозрения.

«Бодхи» – термин буддизма, который обозначает высшее состояние сознания, духовное просветление.

Традиционно деревом Бодхи считается пиппал (фикус священный), но по другим источникам существует семь деревьев. Термин «Бодхи» характеризует дерево, подчеркивая его роль в жизни Будды. Считается, что достижение духовного просветления возможно только под деревом Бодхи, потому оно и является неотъемлемым атрибутом всех будд. Храм в Баруте – прямое доказательство значимой роли деревьев в буддизме. В скульптуре Баруты Будда представлен в виде символов: лотос, означающий его рождение, пиппал – просветление и т. д.

Читать еще:  Солянум цветок чем опасен

Важное место среди скульптур деревьев и растений занимают семь деревьев бодхи.

Изображение дерева пиппал особо тщательно вырезано на памятном столбе Празенаджит.

Среди других деревьев, запечатленных в скульптуре Баруты, встречаются также баньян, фиговое дерево, сал и манго.

Манговое дерево можно увидеть чаще других. Так, оно изображено в рельефе, показывающим дароприношение в монастыре Джетавана. На одном из барельефов присутствует тала – широко известная пальма пальмира. Храм Санчи в Центральной Индии также указывают на то, что в первые века священные деревья играли для буддистов важную культовую роль.

Цветы в буддизме означают преходящий характер тела и приносятся в жертву при богослужении.

Лотос полон глубокой символики в буддизме и является священным цветком.

Будда считается сердцем лотоса, восседая на троне, который имеет вид полностью раскрывшегося цветка. По легенде, в момент рождения Будды с неба полил сильный дождь из лотосов, и всюду, где бы ни ступал божественный младенец, вырастал цветок огромного лотоса.

Бамбук в буддизме символ силы и гибкости — способствует восстановлению баланса энергий инь и ян.

В индийском эпосе часто упоминается Кальпа-врикша – «дерево желаний», его образ запечатлен в древнеиндийских скульптурных украшениях.

Считается, что в лесу Вриндавана (дословно «лес из деревьев Туласи»), любимом месте Кришны, где 5 тысяч лет назад проходили его духовные игры, раньше произрастали кальпа-врикши. Однако какие именно это были деревья, установить не удалось. Кальпа-врикшей часто называют баньян и кокосовую пальму.

Кришнаиты убеждены, что эти деревья исполняют желания далеко не всякого просящего. Сначала нужно стать преданным Господа Кришны. Дерево желаний беспристрастно и свободно от всего материального. Оно исполняет желания только тех, кто заслуживает такой почести.

Деревья кадамба и тамала

Дерево кадамба олицетворяет Радху – царицу леса и возлюбленную Кришны, а дерево тамала – самого Кришну. Много деревьев кадамба растет на берегах реки Ямуны. Они цветут мелкими золотистыми цветами, напоминающими цвет тела Радхи. Собранные в шаровидные соцветия, цветы наполняют воздух пьянящим травяным ароматом.

Трансцендентное тело Кришны, в котором он явился на землю, цветом похоже на синеватое дерево тамала.

Туласи, или тулси – базилик священный

Туласи олецетворяет Лакшми (супругу Вишну) или Радхи. В переводе с санскрита слово «туласи» означает «несравненная».

Деревца туласи и их листья играют очень важную роль в вайшнавизме. Священные писания рекомендуют вайшнавам оказывать туласи ежедневное почитание (поливать и т.д.) и собирать его листья для поклонения Вишну и Кришне.

Туласи выращивают для подношения богам в каждом доме и храме. Без него не может совершиться ни один религиозный ритуал. Деревце источает сильное благоухание, которое по индийским верованиям помогает вылечиться от многих болезней.

Из веток туласи делают бусы и чётки, которые являются священным атрибутом вайшнавов и кришнаитов.

Согласно одной из историй, Туласи была одной из гопи (гопи — санскритское слово, означающее «девочка-пастушка»), которая влюбилась в Кришну и была проклята другой его возлюбленной — Радхой. В результате этого проклятия, Туласи из духовного мира попала в материальный мир, обретя форму растения. Известный кришнаитский гуру говорил о Туласи как о самой любимой преданной Кришны, поэтому её цветы и листья также очень дороги Ему.

Дерево баньян, или фикус бенгальский

Баньян посвящен хранителю мира – богу Вишну. В литературе фикус бенгальский – это то дерево, которое символизирует индуизм. Раскидывая свои ветви в разные стороны, питаясь от многих корней, баньян все же вырастает из единого большого ствола.

По преданию, сам Вишну превратился в баньян, потому в индуизме и совершается завязывание шнура на дерево и его «женитьбы» на Туласи. Поскольку это дерево-долгожитель, а его ветки пускают свисающие вниз корни, давая жизнь все новым «отпрыскам», оно считается бессмертным.

В заключение можно только произнести мантры из древних индуистских писаний: «О дерево! Ты стоишь передо мной на жизненном пути. Живи долго и будь счастливо… О дерево!»

Анастасия Рогач
специально для интернет-портала
садового центра «Ваш сад»

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии:

Комментариев пока нет, Вы можете добавить свой комментарий.
Для этого вам необходимо зарегистрироваться либо авторизироваться.

РАТНАКУТА-СУТРА Подношение цветов Будде

Подношение цветов Будде
лотос
Посвящение Буддам и Ламам.

Сегодня мы обладаем человеческим телом, чистой основой (жизни), тем, что наиболее трудно для приобретения. У нас также есть непревзойденная область (или источник), чтобы заслужить заслуги (Три Драгоценности). Теперь мы должны посадить семя в этом высшем поле, чтобы мы могли собрать достаточное количество средств для нашего путешествия к следующему существованию (следующая жизнь), когда мы оставим наше тело.

Причина того, что вещи накапливаются, в том что мы накапливаем их, особенно карму, которая значительно возрастает. В частности, результаты даже одного события тонкой кармы, если оно основано на силе Чистых земель, будут невероятно обширными и повсеместными.
«Чистая Земля («поле будды» — буддакшетра) будды Амитабхи в буддизме Махаяны и Ваджраяны, подробно описанная в Сукхавативьюха-сутрах: малой «Сукхавати-вьюха сутре» («Сутра о явлении Земли Блаженства»), большой «Сукхавати-вьюха сутре» и «Амитаюс дхьяна сутре» («Сутра о созерцании Амитаюса»). Амитабха упоминается в сочинениях индийских Учителей, таких как Асанга и Нагарджуна. Будда Шакьямуни стал рассматриваться как воплощение Амитабхи. Основным каноническим текстом, связанным с представлениями об Амитабхе и Сукхавати (Дэвачене), являются Сукхавати-вьюха сутры. »

Цветы прекрасное подношение. По своей природе они являются высшим источником радости в этом мире.

Летом цветы всех узоров и цветов, благоухающие всеми видами приятных ароматов, растут в большом изобилии на деревьях, полях и у озер, покрывая эту великую землю. Даже самые скромные среди нас могут собирать их.

Кроме того, цветы — это растения, которые чрезвычайно чисты, так как они могут быть получены без какого-либо злого поступка. Они могут быть предложены без (любого риска, который мы можем чувствовать), скупости или сожаления. Итак, жертва будет сделана с чистым умом в начале, в процессе и в конце.

Даже если дом очень скромен, если он украшен цветами, он будет казаться беседкой. Он станет источником «ясного ума», как в небесном мире. Таким образом, цветы являются одним из мощных материалов для подношения.

Если вы живете в доме, украшенном цветами, ваш ум будет пребывать в спокойствии и получать духовные плоды.

Даже небесные существа считают цветы самым благородным явлением. Небесные существа предлагали цветы Будде, как только он достиг просветления.

В Чистых Землях цветы оцениваются как самая священная субстанция для приношения. В Амитабха — вьюха сутре говорится:
«Holding various colored flowers
With sweet fragrance in their hands,
Human beings and gods offer them
To Amitāyus, the supreme leader of beings».

Люди и боги предлагают
Амитаюсу , верховному покровителю существ,

Прекрасные цветы ярких и нежных тонов,
Сладостно благоухающие.

«Амита́бха или Амита́ Будда (санскр. अमिताभ, Amitābha IAST, «безграничный свет») — самая почитаемая фигура в буддийской школе Чистой земли. Считается, что он обладает множеством достойных качеств: поясняет универсальный закон бытия в Западном раю и принимает под своё покровительство всех, искренне взывавших к нему, вне зависимости от их происхождения, положения или добродетелей. Догмат о милости Амитабхи к воззвавшим к нему является краеугольным камнем амидаизма».Амитаюс (санскр. अमितायुस्, Amitāyus IAST, букв. «Беспредельная Жизнь»; тиб. ཚེ་དཔག་མེད་ Tsepakmé, вайли tshe dpag med; кит. 阿彌陀佛 Ami Tou Fo; яп. 阿弥陀如来 Amida Nyorai; монг. Аюуш) — особая форма Амитабхи. Амитаюс выступает в качестве
Также говорится, что когда благородный Садапрарудита Бодхисаттва (Садапарудита, вечно плачущий Бодхисаттва, великий Бодхисаттва времен Будды с которым он встретился в Гандхавати) увидел Дхармодгату, он сначала предложили ему цветы. Во многих сутрах говорится, что когда Будды разных Чистых земель обмениваются подарками, они посылают цветы друг другу.

Читать еще:  Подкормка домашних цветов народными средствами

Вот заслуга, делающих подношения цветов:

Если вы делаете подношения, предлагая цветы,
Вы будете наслаждаться богатством, большим, чем у Индры.
Вы станете прекрасными как повелитель лотосов.
Вы станете обладателем высшей славы.
Вы мгновенно победите всех врагов.
Вы станете властелином земли.

Перевод Н. Турышевай

РАТНАКУТА-СУТРА говорит: «Если вы наполните руки лотосом и утпалой и предложите их Будде, вы получите чудесное рождение в драгоценном великом лотосе перед Татхагатой (Буддой)».

Значение заслуг, накопленных пандитом,
который возлагает цветы с радостным умом (перед) ступой Будды,
будет иметь несравненно большую ценность, чем столько же золота, сколько
может заполнить сто тысяч судов.

Сутры также говорят, что мы заработаем множество заслуг, делая подношения Будде, который жив и предстанет перед нами, и Будде, который уже достиг нирваны и о ком мы думаем.

Икебана Римпа

Лотос в буддизме

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм “Господи, Спаси и Сохрани †” – ссылка http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 45 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Красивый и нежный цветок — лотос в буддизме означает чистоту разума. В основном он растет в болотах и мутных водах на глубине. Каждое утро стебель лотоса поднимается на воду и вместе с рассветом распускается. Вечером опять закрывает свои лепестки и погружается в грязные воды. Именно поэтому, этот цветок сравнивают с Солнцем.

Что означает лотос в буддизме

В Учении Будды было описано, что при Его рождении лил очень большой дождь из цветков лотоса. На каждом шагу под ногами лежали прекрасные цветы. Это предвещало чистоту и умиротворение на Земле. Значение лотоса в буддизме символизирует:

Если присмотреться, то можно увидеть на цветке сразу три времени. Орех – это семена, которое обозначает прошлое. То из чего зародился лотос. Цветок и нераспустившийся бутон – это настоящее и будущее. Находясь в глубинах ила лотос, также символизирует всю Вселенную, всю ее составляющую. Если семена цветка попадают в неплодородную землю, то они там способны пролежать пол столетия.

Все четыре силы находятся в лотосе, а именно:

Пока орешки цветка – семена находятся в земле на глубине ила – они наполняются силой Земли. При росте лотоса стебель проходит через воду и наполняется силой Воды. После, его красивые лепестки выходят наружу из воды и наполняются чистым воздухом, наполняясь силой Воздуха. Цветок лотоса сравнивают с солнцем, поэтому в течение дня цветок наполняется силой Огня – Солнца.

Почему лотос

Веды считают цветок символом жизни на земле, чистоты, непосредственности, вот почему лотос символ буддизма. Ведь, пройдя через мутную воду болот — лотос продолжает быть красивым и независимым. Его лепестки остаются чистыми и сухими. Такие же, обозначения Будда говорит и о жизни человека. Пройдя всю грязь и страдания, человек с искренней верой все равно остается чистым и прекрасным на Земле.

Раньше делали чай из лепестков лотоса или курили кальян, в честь очищения от дурных помыслов. До сих пор цветок является символом Будды, олицетворяющий целомудрие. Нежный лотос своим непосредственным появлением в мутных водах говорит о внутреннем стремлении очиститься. При таком качестве ума не сложно оставаться чистым, даже среди грязи.

Среди всех цветов – Лотос означает:

Этот цветок в буддизме принято дарить людям, которые нуждаются в помощи просветления и исцеления. Ведь, давным-давно из всех частиц лотоса изготовляли сильные лекарственные препараты, которые способны были излечить любую болезнь.

Поза лотоса в буддизме

При достижении просветления, одним из учений является йога. Многих интересует лотос – символ чего в буддизме, его значение. Чтобы сконцентрировать разум и внимание во время йоги, необходимо принимать особую позу. Ровная спина символизирует стойкий стебель цветка, а скрестившиеся ноги напоминают прекрасные и нежные лепестки лотоса.

Благодаря этому при йоге очищаются чакры, можно заглянуть мысленно в духовную жизнь. Такое мировоззрение помогает в первые этапы приобретения целомудрия.

В Древние времена из семян лотоса делали четки, которые приносили удачу и наставления. Цветок являлся исцеляющим лекарством от всех болячек и недугов. До сих пор остается загадкой, как этот прекрасный цветок попал к нам на Землю. Говорят, что это сам Будда спустил с небес лотос, чтобы люди могли достигнуть исцеления и целомудрия.

В буддизме очень трогательно относятся к божественному цветку. Почти в каждой семье можно увидеть священный лотос, которому также поклоняются и просят о просветлении и наставлении.

Смотрите еще видео о священном цветке, символизирующим чистоту:

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Лотос – символ чистоты и просветления

Лотос закрывает вечером свои лепестки и возвращается обратно в мутную болотную воду, чтобы вынырнуть только на восходе солнца и, сияя, раскрыться. Таким образом, он олицетворяет незапятнанную красоту и нетронутую чистоту в загрязненной среде. Лотос – распространенный и многозначный символ в китайской, японской, индийской и египетской традициях. Это образ истока мира, производительной силы, развертывания бытия, он выступает в качестве символа возрождения, красоты, жизни, счастья, чистоты и духовности. Раскрываясь с рассветом и закрываясь на закате, лотос олицетворяет возрождение Солнца, а значит, и любое другое возрождение, возобновление жизненных сил, возращение молодости, бессмертие. Восточная традиция использует лотос для обозначения трех этапов в духовном росте человека: невежество, попытку его преодоления и обретенное понимание.

В буддизме лотос служит традиционным символом чистоты. Это символ просветления Будды. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым. Подобно этому «существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений». Лотос – один из наиболее признанных и досконально продуманных буддийских символов. Каждое важное и почитаемое божество в буддизме ассоциируется с лотосом. Обычно в изображениях божеств они либо сидят на нем, либо держат его в руках.

В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану. Лотос посвящен Будде, “Жемчужине Лотоса”, явившемуся из лотоса в виде пламени. Это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, он остается чистым – так же, как Будда, рожденный в мире. Будда считается сердцем лотоса, он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка.

Кроме того, в буддизме с появлением лотоса связывается начало новой космической эры. Полный расцвет лотоса олицетворяет колесо непрерывного цикла существования и является символом Гуань-иня, Будды Майтрейи и Амитабхи. В буддийском раю, как и в раю Вишну, в водоемах, сделанных из драгоценностей, “цветут удивительные лотосы разных цветов”.

Одним из наиболее могущественных и любимых бодхисаттв буддизма махаяны Тибета, Китая и Японии, является Несущий Лотос Авалокитешвара, “Бог, который смотрит вниз с сочувствием”. К нему обращена миллионы раз повторяемая молитва: Ом мани падме хум, “О Сокровище в сердцевине лотоса”… Он удерживает в одной из левых рук лотос мира”. (Дж. Кэмпбелл).

Читать еще:  Калачики цветы размножение черенками

Лотос на санскрите – «падма», по-тибетски – пад ма

Лотос бывает разных цветов, каждый из которых ассоциируется с определенным буддийским божеством.
1) белый лотос ассоциируется с Белой Тарой. Белый цвет – цвет тела Белой Тары символизирует состояние духовного совершенства – совершенную природу Белой Тары.

2) красный лотос – символизирует первоначальную природу и чистоту сердца. Красный лотос – лотос любви, сострадания, страдание мучеников, страсть и все другие свойства сердца. Красный лотос ассоциируется с Авалокитешварой, боддисаттвой сострадания

3) голубой лотос – символ победы духа над чувствами, символ мудрости обладающего знанием. Этот цветок соотносится с Манжушри, боддисаттвой мудрости.

4) розовый лотос – верховный лотос, всегда соответствует высшим божествам – ассоциируется с самим Буддой.
Розовый Лотос – символ присутствия Божества на земле.

Как лотос существует в трех элементах (земля, вода и воздух), так и человек живет в трех мирах: материальном, интеллектуальном и духовном. Причем вода, где растет лотос, означает изменчивый мир иллюзий. Как символ творения и познания, цветок лотоса на индийских игральных картах олицетворяет Будду-аватару.

В тибетской традиции лотос обозначает колесо жизни, где прошлое, настоящее и будущее представлены одновременно. Нераспустившийся бутон, распустившийся цветок, а также семена лотоса символизировали соответственно прошлое, настоящее и будущее, а “жемчужина в лотосе” означала выход из колеса перерождений и смерти и достижения Нирваны.

Цвет, размер и число лепестков лотоса определяют его символику.
Пятилепестковый лотос многозначен: он символизирует пять чувств и миров, рождение, посвящение, брак, отдых от трудов и смерть.
Семь лепестков лотоса означают семь планет.
Восьмилепестковый лотос воспринимался в Индии как Сердце Бытия, в котором пребывает Брахма, и как видимое проявление оккультной деятельности.
Девятилепестковый лотос – символ человека, а двенадцатилепестковый – Вселенной и Бога.

Лотос – элемент своеобразной религиозной атрибутики:

* в Египте он означал священное королевское достоинство,
* в Греции служил любовным ложем для Зевса и Геры на горе Ида.
* в Риме нимфа Лотис, преследуемая похотливым Приапом, превратилась в лотос.
* Овидий в “Метаморфозах” описывает, как сорвавшая цветок лотоса Дриопа превратилась в лотосовое дерево.

В Древней Индии лотос выступает как символ творческой силы, как образ сотворения мира. В лотосе усматривали символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, расположенная посредине,- гора богов Меру.

В Упанишадах творцом и хранителем мира становится Вишну. Он – начало, середина и конец всего мира. Когда Вишну просыпается, из его пупа вырастает цветок лотоса, а в нем рождается Брахма, созидающий миры. В центре небесного рая Вишну течет небесный Ганг, дворец Вишну окружают пять озер с синими, белыми и красными лотосами, которые блестят, как изумруды и сапфиры.
С лотосом связана супруга Вишну – Лакшми, богиня счастья, богатства и красоты. Согласно одному из мифов, когда боги и асуры пахтали океан, из него с лотосом в руках вышла Лакшми. По другим представлениям, Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда ее имена Падма или Камала (“лотосная”). Трон в виде лотоса – атрибут большинства индуистских и наиболее почитаемых буддийских божеств.

Лотос в индийской культуре олицетворяет богиню-мать и соотносится с йони, женским детородным органом. Богиня плодородия изображалась с лотосом в волосах; позднее эта деталь распространилась и на другие женские божества, которые получили название «лотосовых богинь». В целом этот цветок выступает как символ творческой силы: образ космического лотоса рассматривается как формирующий принцип мироздания, как исток творения. Образ лотоса в Индии может наделяться, в связи с его общим значением, функциями мандалы; также он является частью государственного герба этой страны.

В Древнем Египте с образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце как источник жизни. Этот цветок ассоциировался с представлениями о плодородии и производительной силе, о смерти и воскресении.

С древнейших времен лотос ассоциировался с верховной властью: лотос был символом Верхнего Египта, а скипетр египетских фараонов выполнялся в виде цветка лотоса на длинном стебле. Этот великий цветок распустился, поднявшись из глубин первичных вод, и вынес на своих лепестках бытие, воплощенное в образе солнечного божества, золотого младенца: из лотоса рождается бог солнца Ра. Восходящее Солнце также часто представляли в виде Гора, который поднимается из лотоса, олицетворяющего Вселенную. Цветок лотоса мог служить троном Осириса, Изиды и Нефтиды.

Лотос символизировал обновление жизненных сил и возращение молодости, ибо по воззрениям египтян, старый бог умирает, чтобы возродиться молодым. Изображение умершего, держащего цветок лотоса, говорит о воскрешении из мертвых, пробуждении на духовном плане.

Как символ процветания и плодородия лотос был атрибутом мемфисского бога растительности Нефертума, который изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса. В “Текстах пирамид” он назван “лотосом из носа Ра”. Каждое утро бог Нефертум встает из лотоса и каждый вечер опускается в воду священного озера.

Он связывался с Нилом и с солнцем; а также служил троном для верховных божеств и потому нередко символизировал высшую власть. Лотос стал эмблемой Верхнего Египта, тогда как папирус — Нижнего Египта. Образ лотоса пронизывает все египетское искусство, начиная от лотосовидных капителей храмовых колонн и заканчивая миниатюрными туалетными сосудами и ювелирными украшениями. Египетский голубой лотос цветет днем и закрывается к ночи, он стал символом рассвета, пробуждения от сна; его клали в гробницы, чтобы мертвые проснулись на том свете. Белый лотос днем закрыт и распускается только к ночи; он стал символом сна. Египтяне считали, что плоды белого лотоса дают забвение и блаженство. Впоследствии символика лотоса распространилась из Египта в Грецию; так, например, у Гомера нашел отражение сюжет о лотофагах — поедателях лотоса, остров которых посетил Одиссей: вкусив лотоса, его спутники захотели навсегда остаться на острове.

В Китае лотос почитался как священное растение еще до распространения буддизма и олицетворял чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу. Согласно традиции китайского буддизма, “Лотос Сердца” олицетворяет солярный огонь, а также время, невидимое и всепоглощающее, раскрытие всего сущего, мир и гармонию. На западном небе, в лотосовом раю, находится лотосовое озеро, где среди цветов, в окружении бодхисаттв восседает Амитофо (Амитабха), Будда Запада. Каждый лотос, растущий на этом озере, соотносится с душой умершего человека. В даосской традиции одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу изображалась держащей в руках символ чистоты – цветок белого лотоса на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу исполнения желаний.

Два растения лотоса считаются в Китае символом брака – они обозначают “одно сердце и гармонию”.

Из Египта, Индии и Китая символика лотоса проникла и в другие страны. В греко-римской культуре лотос считался растением, посвященным Гере и Афродите. В золотом челне в форме лотоса совершает одно из своих путешествий древнегреческий герой Геракл. Геродот называл розовый лотос, который считался самым священным и чудодейственным, “розовой лилией Нила”. Надпись в Храме Хатхор в Дендерах гласит: “Возьми себе лотос, который существовал с начала времен, лотос священный, который царил над большим озером, лотос, который выходит для тебя из Унит, он освещает лепестками землю, которая до того была во мраке”.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector